Использование земельного участка над поверхностными водными объектами

Содержание
  1. Право пользования землями лесного и водного фонда
  2. Особенности и классификация
  3. Земли лесного фонда
  4. Земли водного фонда
  5. Лесного фонда
  6. Водного фонда
  7. Ответственность за неправомерное пользование
  8. Земли водного фонда
  9. Понятие и виды таких земель
  10. Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение
  11. Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель
  12. Водные объекты общего пользования. Береговая полоса
  13. Что такое водные объекты общего пользования?
  14. Как проверить, что перед нами – водный объект общего пользования?
  15. Береговая полоса водного объекта общего пользования. Понятие
  16. Ширина береговой полосы
  17. Запрет на приватизацию береговой полосы
  18. Доступ к береговой полосе. Ограничения
  19. Аренда береговой полосы
  20. Строительство в береговой полосе
  21. Правила использования береговой полосы
  22. Строительство на воде, документы на решение
  23. Решение на пользование водным объектом перечень документов
  24. Решение о предоставлении водного объекта в пользование
  25. Расчет вреда биоресурсам
  26. Проведение экспертизы
  27. Разрешение на капитальное строительство на водном объекте
  28. Разрешение на строительство водного объекта

Право пользования землями лесного и водного фонда

Использование земельного участка над поверхностными водными объектами

Земли, относящиеся к лесному и водному фондам, являются отдельными категориями земель с определёнными правилами владения и пользования такими землями.

В лесных и водных наделах действует особый правовой режим, отличный от правового режима лесов или прудов, расположенных на земельных участках сельскохозяйственной или иной категории земли.

Особенности и классификация

Правила использования, воспроизводства и охранения земель, относящихся к лесному и водному фондам, регулируется Лесным и Водным кодексами РФ, иными нормативными законодательными актами лесного и водного законодательства, а также локальными актами местного самоуправления.

Земли лесного фонда

Все земли лесного фонда в РФ принадлежат государственным, региональным или муниципальным исполнительным органам власти и могут выдаваться юридическим или физическим лицам только в пользование без права продажи или покупки участков, относящихся к лесному фонду.

В лесной фонд входят:

  • Наделы, покрытые лесной растительностью;
  • Наделы, предназначенные для восстановления лесной растительности после вырубки или пожара;
  • Наделы, предназначенные для покрытия лесной растительностью в связи с государственными планами такого покрытия.

При этом вышеперечисленные наделы должны обязательно находиться на территории лесного фонда, то есть в такой фонд не входят:

  • Лесные насаждения на землях для обороны;
  • Леса в черте городских поселений;
  • Древесная растительность на сельскохозяйственных и других землях.

По целевому назначению земли лесного фонда подразделяются, в соответствии со ст. 10 ЛК РФ, на три категории:

  • Защитные леса;
  • Эксплуатационные леса;
  • Резервные леса.

Резервные леса не подлежат подобному использованию и включают в себя особо ценные насаждения или заповедные территории. Защитные леса призваны защищать от выветривания и расползания плодородные слои почвы.

Земли водного фонда

Водные территории не делят на участки, такие территории создаются в своих естественных или искусственно созданных границах (берегов), заключающих в себе акваторию — единицу водного пространства, согласно ст. 1 Водного кодекса РФ.

В земли водного фонда входят территории:

  • Покрытые поверхностными водами;
  • Занятые гидротехническими сооружениями различного назначения;
  • Граничащие с водными объектами.

Важно знать, что земли, граничащие с водными объектами, подлежат охране как земли водного фонда, поэтому земельные наделы для дачного или индивидуального строительства, расположенные достаточно близко к берегам рек и озёр (ближе 50 метров), невозможно приобрести в собственность, разрешена только долгосрочная аренда.

Основным целевым назначением земель водного фонда является обеспечение за счёт ресурсов водоёмов следующих нужд:

  • Бытовых;
  • Пищевых;
  • Промышленных;
  • Рыбохозяйственных;
  • Энергетических;
  • Транспортных.

К вышеперечисленным нуждам относятся разведение и охрана различных пород рыб, забор воды для пожарно-питьевого запаса, а также использования водных территорий для водного транспорта.

Все граждане РФ, согласно п. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ, вправе иметь свободный доступ к водным объектам и использовать их для своих нужд, не противоречащих принципам охраны природы.

Лесного фонда

Физическим и юридическим лицам предоставляется возможность пользования землями лесного фонда на следующих правовых основаниях:

  • Постоянное (бессрочное) пользование;
  • Безвозмездное срочное пользование;
  • Срочная аренда.

В бессрочное пользование земли из лесного фонда предоставляются только юридическим лицам, перечисленным в ст. 39.9 Земельного кодекса РФ. На правах срочной аренды (безвозмездной или платной) лесные наделы предоставляются как юридическим, так и физическим лицам.

В безвозмездную срочную аренду наделы лесного фонда предоставляются бюджетным организациям или коммерческим предприятиям, с которыми заключён договор о развитии некоторых территорий РФ (Дальний Восток, Север), а также физическим лицам, имеющим право на льготное безвозмездное предоставление земельных наделов.

Важно знать, что лесные участки из лесного фонда не подлежат продаже ни физическим, ни юридическим лицам, продажа может быть только лесных насаждений (древесины), произрастающих на таких участках.

Договор покупки таких лесных насаждений у владельца земли (администрации) не может быть составлен на срок более одного года, в соответствии с п. 5 ст. 75 Лесного кодекса РФ.

Арендная плата за предоставление земель лесного фонда рассчитывается, согласно ст. 73 ЛК РФ, исходя из цели использования леса:

  • При аренде с изъятием лесных ресурсов, арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу объёма и всего объёма изъятых ресурсов;
  • При аренде без изъятия лесных ресурсов арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу площади и площади арендуемого надела.

Коэффициент (ставка) платы определён в специальной Методике, утверждённой правительством РФ. Из данной методики видно, что дороже всего будет стоить аренда лесных насаждений, содержащих преимущественно дуб, ясень и клён.

Необходимо помнить, что получать в аренду можно только наделы лесных земель, прошедшие кадастровый учёт и зарегистрированные в кадастровой палате.

Водного фонда

Большинство водных объектов и территорий находятся в собственности государственной власти.

Исключением является пруд или заполненный водой овраг, расположенный внутри границ земельного надела, принадлежащего юридическому или физическому лицу. Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ, такой пруд будет принадлежать владельцу земельного участка, в границах которого данный пруд расположен целиком.

Согласно п. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ, объекты водных территорий могут быть предоставлены в водопользование для осуществления следующих целей:

  • Забора водных ресурсов (откачка воды) для пищевых и иных нужд;
  • Использования акватории для различных целей;
  • Использования водных ресурсов без их забора для производства электроэнергии.

Водопользование — это такая разновидность аренды, применяемая к территориям водного фонда. Плата за водопользование, согласно ст. 20 ВК РФ, определяется ставкой, рассчитываемой Правительством РФ в зависимости от региона водопользования и конкретного водного объекта, предоставляемого в такое пользование.

На водных объектах, примыкающих к промышленным предприятиям или к стратегическим сооружениям, могут быть запрещены локально-правовыми актами следующие виды деятельности:

  • Забор воды для питья;
  • Купание;
  • Использование маломерных судов;
  • Использование развлекательного водного транспорта (катамараны, надувные лодки);
  • Водопой домашнего скота.

Важно знать, что отдельных налогов за пользование водными или лесными ресурсами не предусмотрено, так как все участки с такими ресурсами находятся в государственной собственности, и органы власти осуществляют пополнение бюджета регулировкой размеров ставок оплаты за аренду лесов или водопользование.

Ответственность за неправомерное пользование

Использование любых лесных ресурсов, кроме сбора дикорастущих ягод, плодов или лекарственных растений, должно быть исключительно на основе договора пользования такими ресурсами (аренда лесного участка или покупка лесных насаждений). Особенно это касается незаконной вырубки леса.

Важно помнить, что земли как лесного, так и водного фондов подлежат особой охране органами государственной власти, и за порчу земель лесного и водного фондов предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.

Лица, нанесшие вред лесам, обязаны уплатить штраф.

Размеры штрафов зависят от вида правонарушения и его масштаба, определяются Постановлением Правительства РФ № 273 от 08.05.2007, и составляют:

  • За незаконную рубку или повреждение деревьев хвойных пород – 50-ти кратная стоимость древесины;
  • За незаконную рубку или порчу хвойных кустарников – 10-ти кратная стоимость древесины;
  • За незаконную рубку или порчу лиственных пород – 10-ти кратная стоимость лиственных пород;
  • Незаконная рубка сухостойных или буреломных деревьев – однократная стоимость сухостоя;
  • Повреждение саженцев лесных пород – 5-ти кратная стоимость затрат на данные саженцы.

Помимо обязательной оплаты штрафа лица, навредившие лесу, обязаны возместить такой вред, согласно ст. 100 ЛК РФ.

Нанёсшие вред водным объектам лица также обязаны возместить такой вред, согласно ст. 68 Водного кодекса РФ. Помимо возмещения вреда, такие лица обязаны уплатить штраф, рассчитываемый по устанавливаемым правительством РФ методикам в зависимости от совокупности вредных факторов, воздействовавших на акваторию.

Так, за самовольное занятие объекта водного фонда или его части, а также использование водного объекта без необходимых для такого использования документов, влечёт наложение штрафа в размере:

  • От 300 до 500 рублей – для физических лиц;
  • От 500 до 1000 рублей – для должностных лиц;
  • От 5000 до 10000 рублей – для юридических лиц.

Если водный объект используется для забора воды, и объём забранной воды превысил установленный договором водопользования объём, то безответственный водопользователь уплачивает штраф в 5-ти кратном размере ставки оплаты за использование данного водного объекта.

Итак, земли лесного и водного фондов представляют собой своеобразный стратегический ресурс, и поэтому такие земли находятся в государственной или муниципальной собственности.

Гражданам и организациям предоставляется право пользования лесными и водными ресурсами в коммерческих целях на правах аренды или пользования, при этом особое внимание уделяется контролю над законным использованием данных ресурсов без вреда окружающей среде.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemly-lesnogo-i-vodnogo-fondov.html

Земли водного фонда

Использование земельного участка над поверхностными водными объектами
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли водного фонда

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и т.п.), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты.

У всех земель, согласно действующему законодательству, имеется свой определенный статус. Так, порядок эксплуатации земельных участков, относящихся к водному фонду, осуществляется не только по Земельному кодексу, но Водному кодексу России.

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-vodnogo-fonda.html

Водные объекты общего пользования. Береговая полоса

Использование земельного участка над поверхностными водными объектами

На дворе – лето, прекрасная возможность отправиться отдыхать на живописный речной берег. Или организовать своё предприятие на берегу озера по вылову рыбы? Легко! Поговорим о том, что такое объекты общего пользования и береговые полосы, о возможностях и опасностях их использования.

Что такое водные объекты общего пользования?

Итак, начнём с определения, что же такое «водные объекты общего пользования»? Для этого посмотрим в статью 6 Водного кодекса РФ.

Там сказано, что под водными объектами общего пользования (или общедоступными водными объектами) понимаются поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

Для то чтобы написанное юридическим языком определение стало более понятным, разберём его на части и поясним каждую из них.

Для начала нужно разобраться с тем, что же скрывается за словосочетанием «поверхностные водные объекты». Ответ найдём в статье 5 Водного кодекса. К ним относятся следующие виды водных объектов:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, бухты, лиманы и др.);
  • водотоки: реки, ручьи, каналы;
  • водоемы: озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;
  • болота;
  • родники, гейзеры;
  • ледники, снежники.

Что же касается указания на то, что такие водные объекты находятся в государственной или муниципальной собственности, то тут всё просто.

Это значит, что такой водный объект находится не в частной собственности определённого гражданина или компании, а принадлежит Российской Федерации, её субъекту (краю, области, республике и т.д.

) или муниципальному образованию (городскому или сельскому поселению, городскому округу и др.). Таких объектов довольно много.

И последнее: почему такие водные объекты называются «общедоступными»? Это связано с тем, что доступ к таким водным объектам имеет каждый гражданин, который вправе использовать их бесплатно для личных и бытовых нужд, то есть купаться, использовать для питья, плавать на лодках и пр.

Несмотря на это, законами могут устанавливаться различные ограничения их использования, такие как запрет на купание, водопой, забор воды для питья и использования в хозяйственной деятельности и др. Органы местного самоуправления должны сообщать о таких ограничениях, размещая эту информацию в местных СМИ, а также на указателях и табличках, размещаемых вдоль берега водоёма.

Как проверить, что перед нами – водный объект общего пользования?

Каких-либо требований, касающихся обозначения водного объекта общего пользования специальными табличками или указателями, закон не предусматривает. Из всех перечисленных видов поверхностных водных объектов в частной собственности могут находиться только два: пруды и обводнённые карьеры.

Они могут находиться в частной собственности граждан и  юридических лиц постольку, поскольку расположены на принадлежащих им на праве честной собственности земельных участках. А раз это частная собственность, то и доступ к ней может быть ограничен собственником.

Зачастую очень просто понять, что земельный участок и водоём находятся в частной собственности: собственники ревностно относятся к своим участкам, огораживая их от посторонних глаз заборами и устанавливая соответствующие таблички. Остальные же водоёмы (реки, моря, озёра, родники, каналы и пр.

) в частой собственности находиться не могут, поэтому всегда являются общедоступными. Таким правилом можно пользоваться в тех случаях, когда Вы случайно оказались перед водным объектом, и другими средствами проверить это нельзя.

Если есть сомнения относительно того, кому же всё-таки принадлежит водный объект, то можно получить выписку из Государственного водного реестра, где это будет указано. Также можно получить выписку из ЕГРН на земельный участок, на котором находится водный объект, и если он будет находиться в государственной или муниципальной собственности, то водоём можно считать общедоступным.

Береговая полоса водного объекта общего пользования. Понятие

Практически у каждого водного объекта общего пользования есть своя береговая полоса. Под ней понимается полоса земли определённой ширины, располагающаяся вдоль береговой линии.

Береговая линия – это граница водного объекта, которая в зависимости от его вида определяется по-разному.

Так, для морей – по постоянному уровню воды или по линии максимального отлива, для рек и ручьёв – по среднемноголетнему уровню воды в период, когда она не покрыта льдом.

Ширина береговой полосы

Водный кодекс устанавливает следующие размеры береговой полосы:

  • для каналов, рек и ручьев протяжённостью менее 10 км – 5 м;
  • для остальных водных объектов общего пользования – 20 м;
  • для болот, ледников, снежников, родников, гейзеров – не устанавливается.

Запрет на приватизацию береговой полосы

Ряд норм закона устанавливает запрет на приватизацию береговой полосы водного объекта общего пользования, то есть на её приобретение из государственной или муниципальной собственности в частную. Это закреплено в Земельном кодексе РФ (пункт 8 статьи 27), а также в Федеральном законе от 03.06.

2006 N 73-ФЗ “О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации” (статья 14). Установление такого запрета необходимо для обеспечения прав граждан по доступу к водному объекту.

В противном случае, если такой участок земли как береговая полоса будет передан в частную собственность, то получить доступ к водному объекту общего пользования для обычного гражданина будет невозможно или крайне затруднительно.

Доступ к береговой полосе. Ограничения

 Закон запрещает каким-либо образом ограничивать доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе. Это, например, является необходимым условием заключения договоры аренды земельного участка, находящегося в береговой полосе (более подробно об этом смотри в следующем параграфе).

А за ограничение права такого доступа установлена административная ответственность. Береговые полосы водного объекта общего пользования отнесены к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (статья 1 Градостроительного кодекса РФ).

Проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам включаются в основную часть проекта планировки территории (статья 42).

Если вокруг береговой полосы располагаются места общего пользования, то проблем с доступом к водному объекту быть не должно (пришёл, увидел, подошёл). Проблемы могут возникнуть в случае, если на пути к заветной береговой полосе встаёт чей-то частный участок.

В таком случае на помощь приходит публичный сервитут. Если Вы любитель постоянных вечерних прогулок у воды, то установить публичный сервитут будет целесообразно. Сервитут позволяет пользоваться чужим земельным участком без его предоставления на каком-либо праве.

То есть в случае его установления Вы спокойно сможете пройти по чужому участку к водоёму, а его хозяин не вправе будет этому препятствовать.

Для этого нужно заключить соглашение с собственником такого земельного участка, а в случае отказа – обратиться с этим вопросом в суд.

Аренда береговой полосы

Если относительно приватизации береговой полосы закон устанавливает жёсткий запрет, то в отношении аренды береговой полосы так сказать нельзя.

Поскольку запрета на аренду береговой полосы водного объекта общего пользования в законе нет, то сделать это можно.

Арендовать береговую полосу могут как юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и физические лица (в том числе и иностранные граждане).

Мы уже разобрались с тем, что водные объекты общего пользования находятся в государственной или муниципальной собственности. Значит, и земельный участок (в том числе береговая линия), на котором они расположены, находится в собственности соответствующего вида. Именно поэтому порядок предоставления береговой полосы в аренду регулируется статьями главой V.1 Земельного кодекса РФ.

Важно помнить (!), что если Вам удалось получить заветную береговую полосу в аренду, то всё равно необходимо обеспечивать свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

В  противном случае это может обернуться штрафом по статье 8.12.1 КоАП.

Ограничением свободного доступа к водному объекту считается полное или частичное ограждение береговой полосы, наличие там строений, сторожевых собак, взимание платы за вход.

Строительство в береговой полосе

В законе нет прямого запрета на строительство в береговой полосе.

Если получится организовать строительство таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ граждан к водоёму и береговой полосе, то в принципе это возможно.

Под запретом строительство объектов для различных видов отходов, заправок, складов ГСМ, СТО, хранилищ пестицидов и агрохимикатов, а также объектов, не оборудованных очистными сооружениями и системами сбора отходов.

Правила использования береговой полосы

Каждый гражданин беспрепятственно и бесплатно может использовать береговую полосу для передвижения и пребывания около них (гулять, отдыхать, загорать), рыбачить, причаливать лодки и другие плавучие средства, за исключение механических.

Поскольку береговая полоса является составной частью водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы (более подробно о их можно почитать в других наших статьях), на неё распространяются все ограничения, которые для них установлены. В дополнение к уже названным ограничениях, в пределах береговой полосы запрещается:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников,
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием;
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых;
  • пахать земли;
  • сваливать размытый грунт;
  • пасти скот;
  • организовывать детские лагеря и ванны.

Если на береговой полосы есть лес, то дополнительно запрещено:

  • сплошные рубки лесных насаждений;
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  • создание и эксплуатация лесных плантаций;
  • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

           В заключение статьи скажем, что доступ к водным объектом общего пользования и их береговым полосам – важное и нужное право граждан, обеспечивающее полноценный отдых и восстановление сил. Поэтому если Вы гражданин – не бойтесь отстаивать свои нарушенные права, а если предприятие – то осуществляйте свою деятельность в соответствии с законом, соблюдая права граждан.

Законодательство в РФ быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Рекомендуем обратиться к нашим юристам, которые бесплатно проконсультируют Вас. Для этого заполните форму ниже:

Источник: https://zemsovet.ru/ogranicheniya/zoni-s-osobimi-usloviyami-ispolzovaniya-territoriy/vodnie-obekti-obschego-polzovaniya-beregovaya-polosa

Строительство на воде, документы на решение

Использование земельного участка над поверхностными водными объектами

Уважаемый читатель, в настоящей статье мы рассмотрим на основании каких документов производятся работы на водном объекте. Виды производимых работ могут быть  связаны с прокладкой автомобильной дороги, нефтепровода газопровода, строительства причала, проведения дноуглубительных работ,  строительство на воде,  строительство под водой, строительство новых  водных объектов.

Решение на пользование водным объектом перечень документов

Основными документами, необходимыми для проведения указанных работ будут являться:

  • решение о предоставлении водного объекта в пользование;
  • документ, подтверждающий возмещение вреда биоресурсам, нанесенный при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • государственная экологическая экспертиза проектной документации ( при необходимости), Государственная экспертиза.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование

 Как известно при проведении каких-либо работ на земельном участке, например, при строительстве газопровода, на период строительства участок оформляется в аренду.   Проведение  работ на водном объекте также осуществляется с оформлением права пользования таким водоёмом на период строительства. Одним из таких видов строительства можно назвать  строительство домов и зданий на воде.

Основным документом, подтверждающим право пользования водным объектом на период проведения работ будет являться решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Оформление такого решения осуществляется либо в Федеральном органе исполнительной власти территориальном органе Федерального агентства водных ресурсов, либо в региональном органе исполнительной власти, которому предоставлены полномочия на распоряжение водными объектами.

Ключевым моментом при принятии положительного решения о возможности проведения работ на водном объекте будут правильно собранный пакет необходимых документов.  Ниже приводим перечень документов получения решения, исходя из практики Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

  • заявление по форме, установленной подзаконным актом –Приказом Минприроды;
  • пакет учредительных документов с подтверждением полномочий (в том числе уставы, листы записи, решения о назначении и т.д.);
  • порядок ведения наблюдений, в форме программы наблюдений, оформляемой на период работ;
  • проектная документация, желательно в форме проекта организации работ.

Например проектная документация  на строительство искусственного водного объекта:

  • графическая часть, отражающая объекты водопользования и пояснительная записка к указанным материалам;
  • письмо из Бассейновых органов с основными данными о водном объекте;
  • план-Программа по проведению природоохранных мероприятий;
  • договор на отбор проб с экологической лабораторией;
  • план (графическая схема) с географическими координатами места водопользования в системе координат СК-42 или WGS-84.

В зависимости от целей водопользования могут предоставляться дополнительные документы, например, для строительства причалов,  также должны быть предоставлены документы, подтверждающие право пользования земельным участком, прилегающим к водному объекту.

В то же время для  строительство моста в воде такие документы могут и не понадобиться.

В случае, если водопользование планируется на водном объекте, используемому для судоходства помимо указанных выше документов предварительно рекомендуется запросить согласование в Администрации водных путей.

Избежать проблем с неправильным оформлением документов поможет заказ Услуги по водопользованию у нашего юриста. Цена на получение решения на водный объект   будет зависеть от сложности производимых работы, но в любом случае составит не менее 100 т.р.

В то же стоит помнить, что на период водопользования нужно будет вести наблюдения за водным объектом.

Расчет вреда биоресурсам

Помимо того, что мы Вам рассказали  как получить разрешение на пользование водным объектом, есть еще очень интересная информация по вопросу  согласования некоторых моментов водопользования.

Любая хозяйственная деятельность на водном объекте влечет гибель обитающих в нем микроорганизмов.

А если такая деятельность связана со строительством или даже просто работой строительной техники, то гибель биоресурсов, в том числе обитающих в нем рыб неизбежна.

Именно поэтому природоохранным законодательством, а именно статьей 53 Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Для того чтобы произвести возмещение вреда в обязательном порядке должен быть выполнен обоснованный расчет по принятой законодательством методике. Такой расчет выполняют специализированные организации, в частности такой организацией является ГОСНИОРХ.

Для расчета обязательно понадобится проект производства работ, из соответствующих разделов которого будет понятно, какое воздействие будет оказываться на водный объект.

Отсутствие обоснованного расчета и добровольного возмещения вреда может привести к административному штрафу, а также  взысканию причинённого  ущерба биоресурсам в пользу Российской Федерации.

После расчета вреда необходимо добровольно его возместить и по согласованию с органом Росрыболоства начать производить работы на водном объекте.

Особенно опасно проводить работы без согласования в период нереста рыб, в этом случае размер возмещения вреда может исчисляться миллионами рублей.

Стоит отметить!!! Решение на проведение различных работ в акватории , как правило предполагает расчет вреда биоресурсам.

Проведение экспертизы

В случаях предусмотренных Градостроительным кодексом  РФ понадобится провести государственную или негосударственную экспертизу проектной документации.

В некоторых случаях Градостроительный кодекс специально предусматривает, отсутствие необходимости проведения каких либо экспертиз, как например в случае если площадь возводимого на водном объекте капитального строительства будет менее 1500.

 В любом случае, если разрешение на строительство получать не нужно , то в проведении экспертизы нет необходимости.

Разрешение на капитальное строительство на водном объекте

Вопрос получения разрешения на строительство объекта, который будет возводиться на водном объекте является спорным, поскольку при получении разрешения на строительство необходимо предоставлять градостроительный план земельного участка.

Обращаем внимание!! Пользование водным объектом без решения и других надлежащих документов может привести к серьезным административным штрафам, а также взысканиям гражданско-правового характера с стороны государства.

Такой план выдается органом местного самоуправления собственнику земельного участка, но не пользователю водного объекта. Кроме того на законных основаниях сформировать на водном объекте земельный участок без его перевода из категории земель водного фонда в другую категорию не получится.

Берегоукрепительные сооружения

В любом случае при строительстве капитальных причалов перед получением решения о предоставлении водного объекта в пользование рекомендуется делать  хотя бы негосударственную строительную экспертизу.

Дополнительно стоит отметить, что в случае, если работы на водном объекте будут проводиться в границах особо охраняемых природных территорий, то необходимо будет провести государственную экологическую экспертизу.

Разрешение на строительство водного объекта

Наиболее частой причиной изменения границ водного объекта является необходимость получения прямого доступа плавательных средств с земельного участка к водотоку или водоему на котором осуществился судоходство. В этом случае, как правило осуществляется строительство прорана, которое происходит также с учетом ряда особенностей.

Во-первых для проведения указанных работ необходимо произвести получение решения на пользование водным объектом и  расчет вреда биоресурсам  с учетом всех требований, изложенных выше. Пакет документов для предоставления водных объектов на основании решения  следует готовить только после    согласования  работы с транспортными органами водных путей.

Администрациям водных путей водотоки предоставляются в бессрочное водопользование и поэтому именно они решают вопросы изменения границ таких водных объектов.

Также следует обратить внимание на следующий факт, как только у вас на участке появляется водный объект у которого есть связь с рекой, каналом и т.д., он становится федеральной собственностью. И чтобы в дальнейшем не возникло проблем с его использованием нужно оформить договор водопользования. В этом случае  оформление договоров и решений на водопользование.

Чтобы избежать проблем с оформлением указанных в настоящей статье работ рекомендуем заказать в нашей компании Услуги на получение решения на водный объект.

Наши специалисты готовят и согласовывают полный пакет для  получение решения о предоставлении водного объекта в пользование в Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область и других регионах страны.

Источник: https://jurist-dolina.ru/stroitelstvo-na-vode-dokumenty-na-resheniye/

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: