Как начать делать учетную политику казенного учреждения на год

Содержание
  1. Учетная политика бюджетного учреждения: о чем надо помнить в 2021 году
  2. Возможные виды и сроки изменений
  3. Рабочий план счетов
  4. Оценка объектов бухучета
  5. Оценка объектов основных средств
  6. Порядок инвентаризации
  7. Учет событий после отчетной даты
  8. Раскрытие информации об учетной политике в отчетности
  9. Утверждение учетной политики: порядок, сроки, примеры — Контур.Бухгалтерия
  10. Кто разрабатывает и утверждает учетную политику
  11. В какие сроки утверждается учетная политика
  12. Когда пора изменить существующий порядок
  13. Новое в учетной политике в 2021 году
  14. Изменения бухучета 2021
  15. Учетная политика по-новому
  16. Учетная политика: что должно быть обязательно
  17. Основные принципы учетной политики
  18. Перечень обязательных разделов учетной политики
  19. СГС «Основные средства» 6 требует наличия в учетной политике решений по следующим вопросам
  20. СГС «Долгосрочные договоры» 12 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  21. СГС «Запасы» 18 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  22. СГС «Информация о связанных сторонах» 24 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  23. СГС «Резервы» 27 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  24. Инструкция № 157н 30 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  25. Учетная политика бюджетных организаций: что нужно учесть в 2021 году?
  26. Формирование и утверждение учетной политики
  27. Кто утверждает учетную политику?
  28. Какие требования предъявляются к учетной политике?
  29. Изменения в учетной политике — 2021 и ее корректировка в бухгалтерском учете

Учетная политика бюджетного учреждения: о чем надо помнить в 2021 году

Как начать делать учетную политику казенного учреждения на  год

«Учетная политика, оценочные значения и ошибки» — один из федеральных стандартов бухучета, положения которого начнут действовать уже 1 января 2021 года. Пока документ существует лишь как проект, но уже сейчас с ним можно ознакомиться на сайте Минфина РФ и понять, какие изменения ждут учреждения в этой части учета.

Сегодня закон не ограничивает круг лиц, которые могут или должны формировать учетную политику, в Инструкции № 157н есть только одно условие — утверждать ее должен руководитель учреждения.

Проект федерального стандарта четко определяет ответственного за разработку документа. Это главный бухгалтер или сотрудник, на которого возложена обязанность вести бухучет, поскольку именно он отвечает за ведение бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской отчетности.

Возможные виды и сроки изменений

Согласно п. 8 федерального стандарта, менять учетную политику можно лишь в трех случаях:

  • если меняется законодательство, регулирующее бухгалтерский учет;
  • если учреждение выбирает иной способ учета, который будет представлять более достоверную отчетность;
  • если учреждение реорганизуется, меняет условия деятельности или полномочия и пр.

Корректировать документ можно строго в начале отчетного года. В середине года даже самые малейшие изменения можно вносить только после согласования с учредителем.

Еще одно важное условие: если корректировки будут влиять на финансовое положение учреждения, включая движение денег на счетах и/или финансовый результат, они должны быть выражены в денежном эквиваленте на дату, с которой применяются указанные изменения.

Новый стандарт допускает два типа изменений — перспективные и ретроспективные. Первые вступают в силу только с момента утверждения, вторые, как видно из названия, требуют изменить показатели бухучета и за прошлые периоды.

В последнем случае бухгалтеру придется исправлять баланс учреждения в части входящих остатков по статье «Финансовый результат экономического субъекта» и еще несколько связанных с ней показателей за прошлые периоды. Корректировочные показатели следует сдавать только с текущей отчетностью с пометкой «Пересчитано», менять и пересдавать отчеты за предыдущий год нельзя.

Ретроспективные изменения, которые влияют на финансовые показатели учреждения, недопустимы в двух случаях.

Во-первых, когда изменения невозможно оценить в денежном эквиваленте, потому что недостаточно данных о показателях прошлого года.

Во-вторых, если оценка требует информации, которой не было в распоряжении бухгалтера в момент представления отчетов за предшествующий год. В таких ситуациях можно ввести только перспективные корректировки.

Обратите внимание, что в учетную политику не вносятся:

  • смена способа бухучета по тем видам хозяйственной деятельности, которые нетипичны для учреждения;
  • утверждение нового способа бухучета для впервые случившихся фактов хозяйственной деятельности.

Рабочий план счетов

Этот раздел не так давно уже претерпел изменения. Приказ Минфина РФ от 27.09.2021 № 148н исключил из плана счетов некоторые счета, что тут же нашло отражение в Инструкции № 157н и принято учреждениями.

В свою очередь федеральные стандарты расширят Единый план счетов. В частности, выделены дополнительные группы в стандарте «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2021 № 257н).

Стандарт «Аренда» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2021 № 258н) в отдельный объект учета выносит имущество, которое используется на правах операционной аренды и включено в разряд нефинансовых активов.

Это, безусловно, повлечет за собой расширение перечня балансовых счетов.

Скорее всего, финансовое ведомство продолжит упорядочивать происходящие изменения, внесет дополнительные корректировки в Инструкцию № 157н, что закономерно отразится на рабочем плане счетов.

Пока учреждение может дополнить свою учетную политику, например, добавить аналитические счета или, наоборот, исключить те позиции, которые в работе не используются.

Оценка объектов бухучета

Учреждениям стоит обратить внимание на алгоритм оценки справедливой стоимости актива, выбрать и утвердить в учетной политике один из методов, который предлагает федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», который начал действовать еще в мае 2021 года. Учреждение может руководствоваться методом рыночных цен или методом амортизированной стоимости замещения.

То же самое касается и метода начисления амортизации. С вступлением в силу федерального стандарта «Основные средства» в распоряжение бухгалтеров-бюджетников поступят дополнительные методы расчета суммы амортизации.

Напомним, кроме ранее существовавшего линейного метода, стандарт предлагает метод уменьшаемого остатка и метод расчета амортизации пропорционально объему продукции.

Свой выбор учреждение обязательно закрепляет в учетной политике.

Оценка объектов основных средств

Большие изменения ждут бухгалтеров в части оценки основных средств (ОС) — они тоже влияют на учетную политику. Теперь затраты на замену частей ОС, возникшие во время эксплуатации объекта, будут включаться в его стоимость в момент возникновения этих затрат. Важное условие — должны быть соблюдены критерии признания объекта ОС (п. 8 Федерального стандарта «Основные средства»).

Еще одно нововведение касается капитальных вложений. Затраты на систематические осмотры при эксплуатации объекта или в ходе его ремонта включаются в стоимость объекта ОС. Это возможно, как и в предыдущем случае, только если объект соответствует критериям признания ОС.

Эти изменения должны найти отражение и в учетной политике учреждения, там же следует перечислить группы ОС, в отношении которых учреждение будет применять положения федерального стандарта.

Порядок инвентаризации

Проводя инвентаризацию своего имущества и активов, многие учреждения сегодня опираются на Методические указания, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, и в учетной политике лишь ссылаются на документ. Требование закрепить порядок инвентаризации в учетной политике принято только для казенных учреждений в Инструкции № 157н.

Однако на сайте финансового ведомства опубликован проект приказа, который прекращает действие Методических указаний. Это значит, что алгоритм и сроки инвентаризации имущества и финансовых активов организации госсектора должны будут разработать самостоятельно и прописать в учетной политике. Сделать это можно заранее.

Федеральный стандарт «Основные средства» внес еще одно уточнение относительно инвентарного учета. Он предписывает зафиксировать в учетной политике порядок присвоения индивидуального номера объекту. Ориентиром для учреждений должны стать сам федеральный стандарт и Инструкция № 157н.

Учет событий после отчетной даты

Сейчас, чтобы учесть такие события, учреждения пользуются лишь положениями одноименных ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» (Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н), в Инструкции № 157н никаких указаний на этот счет нет. 1 января 2021 года начнет действовать одноименный федеральный стандарт, который закроет этот пробел.

В нем создана классификация событий, прописаны четкие правила отражения их в бухучете и раскрытия информации при формировании регламентированной отчетности.

Положение стандарта следует применять относительно отчетного периода, который начнется 1 января 2021 года, но внести их в учетную политику учреждения стоит уже в ближайшее время.

Раскрытие информации об учетной политике в отчетности

Базовые положения учетной политики должны быть размещены на официальном сайте организации. Кроме того, сведения об учетной политике необходимо отразить и в отчетности, которую учреждение представляет в контролирующие органы. При этом следует помнить, что все изменения, которые вступят в силу 1 января 2021 года, касаются нового отчетного периода, который стартует 1 января будущего года.

В пояснительной записке к отчетности бухгалтер должен указать суть изменений и дату, с которой начинают действовать обновления, обосновать их необходимость и изложить, как именно эти новшества повлияют на бухгалтерскую отчетность.

Если выбран ретроспективный способ изменения учетной политики, в пояснительной записке уточняются всевозможные суммы корректировок по статьям бухгалтерского учета за предыдущие периоды.

Теоретически разработать изменения учетной политики и утвердить их следует уже сейчас, чтобы к наступлению нового года привести документ в соответствие с федеральными стандартами. Но поскольку сам стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» еще находится в статусе проекта, рекомендуем дождаться его утверждения.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1558

Утверждение учетной политики: порядок, сроки, примеры — Контур.Бухгалтерия

Как начать делать учетную политику казенного учреждения на  год

Учетная политика (далее — УП) — это документ-основа, на котором строится бухгалтерский и налоговый учет компании. Иногда для каждого вида учета делают отдельную УП, но это не обязательно — можно объединить их в один документ. УП должна быть в каждой организации, независимо от:

  • организационно-правовой формы;
  • вида деятельности;
  • системы налогообложения;
  • масштабов производства;
  • других условий.

Учетное законодательство не всегда трактуется однозначно, а по отдельным вопросам дает право выбора. В УП нужно отразить, какого варианта организация будет придерживаться в работе. Например, способы списания МПЗ — по ФИФО, по себестоимости единицы или по средней себестоимости. Обязательные правила учета в УП включать не нужно.

Налоговая часть УП регламентирована ст. 313 НК РФ, бухгалтерская — ПБУ 1/2008. В законах содержится требование об обязательном утверждении УП приказом или распоряжением руководителя организации.

Кто разрабатывает и утверждает учетную политику

УП формирует главный бухгалтер компании или другой сотрудник, на которого возложено ведение бухучета. В соответствии с ПБУ 1/2008 в УП прописывают:

  • рабочие счета, которыми организация будет пользоваться для ведения учета;
  • формы первичных документов, внутренних документов и учетных регистров;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки имущества и обязательств;
  • порядок документооборота;
  • основы контроля за операциями;
  • другие решения для организации бухучета.

Руководитель в разработке не участвует, если только сам не захочет. Но он должен прочитать и утвердить готовый документ.

Налоговая просит показать учетную политику при проверке. И у компаний нередко появляются проблемы с контролирующими органами, когда выясняется, что приказа об утверждении УП нет и не было.  При этом приказ не только подтверждает согласие руководителя на применение УП, но и определяет лиц, ответственных за соблюдение правил, утвержденных в политике.

Стандартной формы приказа нет, поэтому составить его можно произвольно. Но в нем должны быть обязательные реквизиты: наименование документа, дата составления, подпись. Положения учетной политики прописываются в тексте приказа или прикрепляются к нему в виде приложений.

В какие сроки утверждается учетная политика

По общим правилам у каждой организации есть 90 дней или 3 месяца со дня создания, чтобы разработать и утвердить УП. Днем создания считается регистрация организации в ЕГРЮЛ. Это касается вновь созданных и реорганизованных компаний.

Для уже действующих организаций порядок другой. Руководитель должен издать приказ об утверждении новой УП не позднее последнего дня уходящего года, так как правила бухучета применяются со следующего за утверждением года. Поэтому датировать приказ об УП на 2021 год не стоит более поздней датой, чем 29.12.2021.

В маленьких компаниях УП может быть неизменна годами. Ее можно разработать один раз и применять из года в год, хоть до ликвидации. Утверждать новый документ ежегодно не требуется. Но изменения и дополнения в документ вносить нужно.

Когда пора изменить существующий порядок

УП стоит регулярно пересматривать. Она должна всегда соответствовать бухгалтерскому и налоговому законодательству и не противоречить потребностям компании. Но делать это произвольно нельзя.

Изменить и дополнить УП нужно в случаях:

  • изменение норм законодательства, регулирующего бухгалтерский и налоговый учет;
  • изменение федеральных и отраслевых стандартов учета;
  • разработка организацией новых методов и способов учета, которые помогают улучшить качество информации;
  • значительные изменения условий работы компании — новые виды деятельности, новая система налогообложения, новые собственники, реорганизация.

При изменении закона новая УП применяется с момента внесения поправок в законодательство, в других случаях — со следующего года.

При изменении УП нужно:

  1. подготовить текст с изменениями и объяснением их причин;
  2. установить дату, с которой они начнут действовать;
  3. провести проверку на соответствие законодательству и отдельным пунктам ранее утвержденной УП;
  4. утвердить изменения новым приказом руководства.

После внесения изменений УП не обязательно утверждать заново. Это можно сделать, если внесено много мелких дополнений, которые усложняют понимание документа или в случае значительного изменения первоначального вида документа.

Учетная политика — основной документ по учету в организации, который нужен не только для демонстрации налоговикам во время проверки.

Она помогает организации разработать единые стандарты учета и построить бухгалтерию так, чтобы экономить на налогах. В облачном сервисе Контур.

Бухгалтерия есть готовые варианты учетной политики для разных налоговых режимов — наши эксперты придумали все за вас. Первые 14 дней работы с сервисом все желающие получают бесплатно.

Учетная политика — это индивидуальный документ, и нет единой рекомендованной УП, которая бы подошла всем. Порядок учета зависит от системы налогообложения, вида деятельности компании. Например, у торговых и производственных организаций в политике будут существенные отличия. В этой статье расскажем, какие моменты обязательно нужно отразить в учетной политике для производства.

Учетная политика задает алгоритм и правила решения задач в бухгалтерии и налогообложении. Она нужна бизнесу даже на УСН. В статье расскажем, как составить и утвердить учетную политику и какие положения отразить в ней для системы УСН «Доходы минус расходы».

Вести бухучет обязаны все юрлица даже на УСН. От ведения учета на упрощенке освобождены только предприниматели. Поэтому упрощенцам все же придется утверждать учетную политику. Как ее составить и зачем она нужна, разберем в статье.

Источник: https://www.B-Kontur.ru/enquiry/684-utverzhdenie-uchetnoy-politiki

Новое в учетной политике в 2021 году

Как начать делать учетную политику казенного учреждения на  год

Учетная политика — основополагающий регламент, устанавливающий ключевые правила ведения бухгалтерского и налогового учета в 2021 году. В документе следует учесть не только изменения действующего законодательства, но и новый федеральный стандарт. О нововведениях расскажем в нашей статье.

При составлении учетной политики на 2021 год необходимо учесть все фискальные изменения, которые вступают в силу с января. Итак, формируя регламент, в части особенностей применения норм налогообложения учитывайте следующие нововведения:

  1. Увеличен НДС. Теперь налог на добавленную стоимость по общим правилам равен 20% (18% — за 2021 г.). Обратите внимание, что льготные ставки в 10% и 0% сохранены.
  2. Состав расходов по налогу на прибыль расширен. В состав основных затрат компании теперь можно включить расходы на покупку путевок для отдыха сотрудников или их родственников. Новый вид затрат действует только в отношении отдыха на территории РФ, зарубежные путевки учесть нельзя. В отношении нового вида расходов по налогу на прибыль установлен лимит — 6% от затрат на оплату труда.
  3. Ставка по налогу на прибыль может вырасти. Так, чиновники определили, что региональные власти теперь не вправе утверждать дополнительные льготы по региональной ставке налога (17%). Действующие привилегии могут упразднить уже в январе, учитывайте это при составлении документа.
  4. Налог на имущество по новым правилам. Ранее в налогооблагаемую базу по расчету налога на имущество организаций включалось все виды имущественных активов компании: недвижимость, движимые основные средства, транспорт, оборудование и прочее (ОС с 3 по 10 амортизационные группы). С 2021 год движимое имущество полностью исключено из налогооблагаемых объектов.
  5. Новые лимиты по страховым взносам. Предельные ограничения увеличены в очередной раз. По ОПС в 2021 г. – 1 1150 000 рублей, далее платим взносы по тарифу 10%, по ВНиМ — 865 000 рублей, при достижении лимита — 0% тариф.
  6. Отмена пониженного тарифа для компаний и предпринимателей на УСН, а также для аптек на ЕНВД. Поэтому если ваша компания относится к данной категории налогоплательщиков, учитывайте нововведения.

Это не все изменения, подробнее в статье: «Самые важные изменения в налоговом законодательстве в 2021 году».

Изменения бухучета 2021

Чиновники внесли существенные изменения в действующую редакцию закона № 402-ФЗ. Данные коррективы учите при составлении учетной политики на 2021 год.

К тому же, если в деятельности вашей организации встречаются расчеты и операции в иностранной валюте, придется работать по новому ПБУ 3/2006. Нововведения определяют важные правила: как проводить перерасчет операции, осуществленной в иностранной валюте, в российские рубли.

Напомним, что в бухгалтерском учете все операции без исключения должны отражаться в российских рублях.

Подробнее об изменениях, которые коснутся российских организаций в части ведения БУ, — в отдельной статье: «Самые важные изменения в бухгалтерском учете в 2021 году».

А вот учреждениям государственного сектора придется переписать учетную политику полностью. Так как в действие вступил новый приказ №274н — федеральный стандарт по БУ. Как правильно это сделать, расскажем далее.

Учетная политика по-новому

Итак, составлять документ по новым правилам придется всем бюджетникам, так как новый стандарт обязаны применять все представители государственного сектора. Но пугаться не стоит: несмотря на то что предстоит переписать документ полностью, содержание Учетной политики не поменялось.

1. Расширены нормативные основы.

В первую очередь, отметим, что документ следует составлять на основании действующих положений законодательства, ФСБУ, а также учитывать положения учетной политики учредителя. Простыми словами, теперь документ должен соответствовать не только законодательным требованиям и федеральным стандартам, но и равняться на учредителя, учитывая все особенности специфики конкретной сферы деятельности.

2. Определен круг ответственных.

С нового года определено лицо, ответственное за составление УП. Положения ФСБУ закрепляют, что ответственным лицом может быть главбух или же иной работник, на которого были возложены обязанности по ведению бухучета в учреждении.

Обратите внимание, что если бухучет в организации ведет сторонняя организация, например централизованная бухгалтерия, созданная учредителем, то составить учетную политику на 2021 год обязана эта самая сторонняя организация.

Данное условие придется закрепить в договоре на оказание бухгалтерских услуг.

Утверждает новый документ, как и ранее, руководитель учреждения. Напомним, что необходимо опубликовать обновленную учетную политику на официальном сайте организации в Интернете.

3. Структура документа сохранена.

Новый ФСБУ в части определения структуры УП соответствует общепринятым требованиям Инструкции №157н. То есть кардинально менять документ не придется. Как и раньше в учетной политике придется раскрыть следующие аспекты:

  • методы оценки объектов бухучета — однако расписывать все доступные способы не нужно, описывать необходимо только те методы, которые будем использовать в работе; учитывайте положения новых ФСБУ;
  • рабочий план счетов учреждения — все счета по действующим инструкциям вносить не обязательно, обозначьте только те, на которых будут отражаться операции;
  • порядок проведения инвентаризации активов — теперь определяйте алгоритм с учетом прямых рекомендаций учредителя, установите алгоритм в соответствии с Учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
  • формы первичных и учетных документов — можно применять унифицированные бланки, например, закрепленные приказом Минфин №52н, или же разработать свои формы;
  • правила документооборота — необходимо определить, каким образом структурные подразделения будут взаимодействовать между собой, чтобы обеспечить своевременное поступление документов в бухгалтерию;
  • организация внутреннего финансового контроля — допустимо все положения о финконтроле отнести в отдельное положение, которое следует оформить отдельным приложением к УП;
  • порядок признания событий после отчетной даты — при определении положений данного раздела УП учитывайте новые требования, закрепленные в ФСБУ — приказ №275н.

Иные разделы раскрывайте по аналогии с положениями законодательства, ФСБУ, иными нормативно-правовыми актами, а также руководствуйтесь УП учредителя.

4. Вносите изменения своевременно.

https://www.youtube.com/watch?v=-7PO9CTJyhM

Изменить положения УП можно не только с начала отчетного периода. Так, законодатели предусмотрели несколько вариантов, когда придется скорректировать документ:

  • изменение законодательства о бухучете: например, внесены существенные изменения в закон №402-ФЗ;
  • условия деятельности субъекта (организации) значительно измены: например, была проведена реорганизация субъекта;
  • применение новых способов, методов и форм учета, которые позволят получить достоверную и релевантную информацию для отчетности.

А вот отдельные поправки и корректировки УП нельзя назвать изменением, к таковым следует относить утверждение новых правил, которые будут применяться к операциям, которые встречаются в деятельности субъекта впервые. Также не считают изменением утверждение порядка применения правил в части отражения фактов хоздеятельности, отличных по существу от фактов, совершаемых ранее.

5. Исправление ошибок.

Необходимо раскрыть порядок исправления ошибок в бухучете учреждения. Обратите внимание, что способы исправления ошибок напрямую зависит от периода, в котором была обнаружена эта самая неточность.

6. Оценочные значения.

Также в Учетной политике следует определить новый термин «оценочные значения». Новый показатель следует использовать при расчетах, когда конкретное значение получить невозможно либо затруднительно, и в работе используются приблизительные значения. Изменения оценочных значений — это корректировка показателя, с учетом определенных факторов и изменений методов учета.

Это самые основные изменения, которые необходимо учесть при составлении документа. Как видим, нововведений много, однако кардинальных изменений нет. Сущность и ключевые методы учета сохранены. Суть вводимых корректировок — это сближение коммерческого и бюджетного учета. Напомним, что в настоящий момент данные виды БУ имеют многочисленные характерные особенности и отличия.

Не забудьте опубликовать на официальном сайте учреждения новый документ.

Источник: https://ppt.ru/news/142886

Учетная политика: что должно быть обязательно

Как начать делать учетную политику казенного учреждения на  год

Практика учета

В различных нормативно-правовых актах установлены различные требования о том, какие вопросы должны быть отражены в учетной политике обязательно. Приведем все эти требования.

Основные принципы учетной политики

Основные принципы 1 учетной политики состоят в следующем:

1) если для какого-то объекта учета законодательством не установлен способ его учета, учреждение обязано 2 этот способ разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. При этом следует 3 действовать в рамках действующего законодательства об учете;

2) если законодательством об учете предложено несколько возможных способов учета, учреждение обязано сделать выбор конкретного способа и утвердить его в своей учетной политике;

3) учетную политику изменять допустимо только по установленным 4 основаниям:

– когда изменились требования законодательства об учете;

– когда учреждение разработало новый, более эффективный способ ведения учета;

– когда в деятельности учреждения возникли новые факты хозяйственной жизни, новые объекты учета, которые ранее не были регламентированы учетной политикой.

Перечень обязательных разделов учетной политики

Перечень обязательных разделов учетной политики установлен законодательно 5:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов; утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным стандартом «Концептуальные основы»;

д) правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе:

– порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

– правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления. (обмена)) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией;

е) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;

з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.

СГС «Основные средства» 6 требует наличия в учетной политике решений по следующим вопросам

1. Порядок 7 присвоения инвентарных номеров основным средствам.

2. Будет ли учреждение объединять 8 в единый инвентарный объект «комплекс основных средств» объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной. Если будет, то какие объекты, на основании каких критериев и в каком порядке.

3. Будет ли учреждение признавать 9 отдельными инвентарными объектами части основных средств, для которых можно определить срок полезного использования отдельно, отличный от объекта в целом. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.

4. Будет ли учреждение увеличивать 10 стоимость основных средств на стоимость запасных частей, установленных при ремонте, с одновременным уменьшением стоимости основного средства на величину стоимости выбываемых запчастей. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.

5. Выбранный способ 11 (способы) начисления амортизации.

СГС «Долгосрочные договоры» 12 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Будет ли учреждение применять положения СГС «Долгосрочные договоры» 13 к договорам подряда, возмездного оказания услуг, продолжительность которых менее 12 месяцев, начало и завершение приходятся на разные годы.

2. Способ определения 14 процента исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

3. Порядок передачи в бухгалтерию информации 15 о проценте исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда – следует утвердить в порядке документооборота. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

4. Порядок аналитического учета на забалансовом счете 16 исполнения долгосрочных договоров строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

5. Порядок 17 начисления доходов текущего периода за счет доходов будущих периодов по иным долгосрочным договорам, исполнение которых происходит неравномерно.

СГС «Запасы» 18 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Выбор единиц бухгалтерского учета запасов 19 – для всех видов материальных запасов учреждения.

2. Порядок группировки 20 материальных запасов и незавершенного производства для целей аналитического учета.

3. Порядок формирования себестоимости готовой продукции 21. Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.

4. Порядок учета наценки на товары 22. Актуально для учреждений, которые продают товары.

5. Порядок расчета стоимости незавершенного производства 23 на конец месяца. Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.

СГС «Информация о связанных сторонах» 24 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Порядок передачи в бухгалтерское подразделение информации о связанных сторонах и операциях с ними – необходимо утвердить в порядке документооборота 25.

2. Порядок аналитического учета информации о связанных сторонах 26 и операциях с ними.

СГС «Резервы» 27 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Выбор единиц бухгалтерского учета 28 по каждому виду резервов, подлежащих учету согласно порядку, установленному СГС «Резервы».

2. Порядок 29 учета резервов по гарантийному ремонту. Актуально для учреждений, которые продают готовую продукцию, товары, оказывают услуги, выполняют работы, на качество которых учреждение дает гарантию.

Инструкция № 157н 30 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Порядок 31 передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

2. Периодичность 32 формирования регистров учета на бумажном носителе (если нет возможности хранить учетные регистры в виде электронного документа с квалифицированной ЭЦП).

3. Порядок 33 объединения элементов обустройства автодороги в один инвентарный объект с самой автодорогой. Актуально для учреждений, уполномоченных на ведение учета автомобильных дорог в собственности публично-правового образования.

4. Будет ли учреждение вести 34 инвентарный или иной аналитический учет имущества казны или не будет. Актуально для учреждений, уполномоченных вести бюджетный учет имущества казны.

5. Порядок 35 аналитического учета расчетов по оплате труда и стипендиям в Журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям.

6. Порядок 36 аналитического учета расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по прочим операциям. Актуально для учреждений, у которых есть соответствующие отчеты.

7. Порядок 37 формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.

8. Перечень документов 38, подтверждающих принятие (возникновение) обязательств – для всех видов обязательств учреждения.

9. Перечень бланков 39, относимых к бланкам строгой отчетности.

10. Перечень материальных ценностей 40 , учитываемых на забалансовом счете 09.

11. Порядок учета невыясненных поступлений прошлых лет 41 на забалансовом счете 19.

12. Порядок аналитического учета 42 материальных ценностей на забалансовом счете 21.

13. Порядок аналитического учета 43 материальных ценностей на забалансовом счете 22.

1ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

п. 12 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2021 г. № 274н; далее – СГС «Учетная политика»)

2п. 4 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

3п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

4п. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

5п. 9 СГС «Учетная политика»

6федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2021 г. № 257н; далее – СГС «Основные средства»)

7п. 9 СГС «Основные средства»

8п. 10 СГС «Основные средства»

9п. 10 СГС «Основные средства»

10п. 27 СГС «Основные средства»

11п. 36 СГС «Основные средства»

12федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2021 г. № 145н; далее – СГС «Долгосрочные договоры»), вступает в действие с 1 января 2021 г.

13п. 5 СГС «Долгосрочные договоры»

14пп. «б» п. 6 СГС «Долгосрочные договоры»

15пп. «б» п. 6 СГС «Долгосрочные договоры»

16п. 9 СГС «Долгосрочные договоры»

17п. 11 СГС «Долгосрочные договоры»

18федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 7 декабря 2021 г. № 256н; далее – СГС «Заказы»), вступает в действие с 1 января 2021 г.

24федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2021 г. № 277н; далее – СГС «Информация о связанных сторонах»), вступает в действие с 1 января 2021 г.

25п. 8 СГС «Информация о связанных сторонах»

26п. 10 СГС «Информация о связанных сторонах»

27федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2021 г. № 124н; далее – СГС «Резервы»), вступает в действие с 1 января 2021 г.

30Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н; далее – Инструкция № 157н)

31п. 14 Инструкции № 157н

32п. 19 Инструкции № 157н

33п. 45 Инструкции № 157н

34п. 143 Инструкции № 157н

35п. 257 Инструкции № 157н

36п. 257 Инструкции № 157н

37п. 302.1 Инструкции № 157н

38п. 318 Инструкции № 157н

39п. 337 Инструкции № 157н

40п. 349 Инструкции № 157н

41п. 370 Инструкции № 157н

42п. 374 Инструкции № 157н

43п. 376 Инструкции № 157н

Источник: https://bino.ru/blog/praktika-ucheta/uchetnaya-politika-chto-dolzhno-byt-obyazatelno.html

Учетная политика бюджетных организаций: что нужно учесть в 2021 году?

Как начать делать учетную политику казенного учреждения на  год

Формирование и утверждение учетной политики

Изменения в учетной политике в 2021 г. и ее корректировка

Изменения в налоговом учете и их отражение в учетной политике

Без учетной политики нельзя осуществлять ведение бухгалтерского и налогового учета. Рассмотрим особенности формирования этого внутреннего нормативного акта для бюджетных организаций на 2021 г. в связи с принятием новых федеральных стандартов.

Формирование и утверждение учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения (УП) — основополагающий элемент учетного процесса, перечень правил, по которым ведется учет на предприятии.

Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ[1] учетная политика — совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. В настоящее время требования к составлению учетной политики бюджетных организаций определены Инструкцией № 157н[2], Инструкцией № 174н[3], Законом о бухгалтерском учете, Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ).

Кто утверждает учетную политику?

Бюджетные организации формируют учетную политику самостоятельно в зависимости от специфики отраслевой деятельности и своей структуры.

Учетную политику формирует главный бухгалтер, утверждает руководитель организации. Если бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерий, учредитель разрабатывает учетную политику, которую применяют организации, находящиеся в ведении данного учредителя, например филиалы, обособленные подразделения.

Разработка УП главным бухгалтером позволяет максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности организации и обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

Какие требования предъявляются к учетной политике?

В учетной политике предусматриваются следующие обязательные разделы:

  • Рабочий план счетов, необходимый для ведения синтетического и аналитического учета.
  • Порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета, а также методы их оценки и порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности.
  • Формы первичных документов, которые применяются для оформления хозяйственных операций. Порядок документооборота и сроки предоставления первичных документов, обработка учетной информации.
  • Регистры учета.
  • Регламент и порядок инвентаризации активов и обязательств.
  • Применяемая система налогообложения. Методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).
  • Контрольные мероприятия (порядок организации внутреннего финансового контроля).
  • Методы учета по пунктам, в отношении которых закон предоставляет выбор или вообще не содержит какие-то нормы, в том числе методы оценки активов и обязательств.
  • Технология обработки учетной информации.
  • Другие принципы, иные решения, влияющие на учет.

Обратите внимание!

С 2021 г. все организации обязаны размещать применяемую ими учетную политику со всеми поправками и изменениями на своих сайтах, детально излагая ее положения.

Изменения в учетной политике — 2021 и ее корректировка в бухгалтерском учете

Учетная политика организации должна быть актуальной. Организация вправе изменять применяемые способы в бухгалтерском и налоговом учете. В этих случаях в УП вносятся изменения или дополнения.

Рассмотрим изменения, которые следует учесть в связи с выходом ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»[4]. В нем предусмотрена обязанность бюджетных организаций вносить поправки в учетную политику в связи с изменением законов РФ и других правовых актов, регламентирующих ведение бухгалтерского и налогового учета.

Поправки и дополнения в учетную политику следует вносить на начало нового финансового года или на дату вступления в силу новых требований. Утверждает их своим приказом руководитель учреждения.

Поправки, которые нужно внести в учетную политику бюджетной организации на 2021 г.:

  • связанные с изменением или появлением новых федеральных стандартов (норм законов), изменениями в законодательстве РФ о бухгалтерском учете, нормативно-правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет;
  • новые правила и способы ведения бухгалтерского учета;
  • изменение условий деятельности организации, включая реорганизацию, изменение возложенных на нее полномочий и выполняемых функций,

Обратите внимание!

Не считаются изменением учетной политики:

  • применение способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от операций, имевших место ранее;

  • утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.

С 2021 г. применяются семь новых федеральных стандартов. Введение одного из них — ФСБУ «Информация о связанных сторонах» — Минфин отложил до 2021 г.

ФСБУ «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений.

Некоторые положения этого ФСБУ учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые; другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.

С введением новых ФСБУ с 2021 г. следует внести изменения по следующим разделам:

1. Запасы.

2. Долгосрочные договоры.

3. Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах.

4. Непроизведенные активы.

5. Прочие изменения.

Источник: https://www.profiz.ru/se/3_2021/uschetnaja_politika_2021/

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: