Кас кодекс рф последняя редакция с комментариями

Содержание
  1. Какие дела суды рассматривают по правилам КАС
  2. Какие заблуждения в связи с принятием КАС встречаются на практике?
  3. Какие дела суды рассматривают по правилам КАС
  4. Насколько существенны иные изменения КАС в сравнении с ранее действовавшим правовым регулированием?
  5. Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
  6. Назначение и предмет регулирования КАС РФ
  7. Суть административного процесса и его виды
  8. Особенности разбирательств по административным делам
  9. Как проходит судебный процесс
  10. Изменение Кодекса административного судопроизводства РФ с 1 октября 2021 года
  11. Новые категории дел по нормам КАС РФ и правоспособность
  12. Судебный приказ
  13. Передача дел
  14. Подсудность
  15. Рассмотрение административных дел
  16. Представители по административным делам
  17. Процессуальные сроки
  18. НеприКАСаемые: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
  19. Структура КАС РФ
  20. Административные дела, подлежащие рассмотрению в суде
  21. Что важно для УК
  22. Судебная практика
  23. Кодекс административного судопроизводства РФ
  24. Задачи и принципы
  25. Основные блоки кодекса
  26. Специфические категории дел
  27. Завершение судебного процесса

Какие дела суды рассматривают по правилам КАС

Кас кодекс рф  последняя редакция с комментариями

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС). Он регулирует производство по делам, которые возникают из публичных правоотношений, а также по некоторым иным категориям споров.

Какие заблуждения в связи с принятием КАС встречаются на практике?

Для начала хотелось бы развеять два заблуждения, связанных с принятием КАС, которые распространены среди юристов (и не только среди них).

1) порядок рассмотрения дел, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, ранее вообще не был урегулирован.Разумеется, это утверждение не соответствует действительности. Все дела, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, раньше рассматривались по правилам ГПК РФ.

2) КАС устанавливает порядок осуществления правосудия по всем административным делам.Это также не соответствует действительности. КАС устанавливает порядок рассмотрения далеко не всех дел, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

Во-первых, КАС не распространяется на порядок рассмотрения дел из административных правоотношений отнесенных к компетенции арбитражных судов (раздел III АПК РФ).Во-вторых, дела об административных правонарушениях, которые подведомственны судам общей юрисдикции, не рассматриваются по правилам КАС.

Такие дела, как и раньше, рассматриваются по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В-третьих, положения КАС не распространяются на дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Какие дела суды рассматривают по правилам КАС

Все дела, которые рассматриваются по правилам КАС, можно разбить на три группы.1. Дела о защите нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений. Собственно говоря, это основная масса дел, которые рассматриваются по правилам КАС.

Сюда включаются следующие категории дел:• об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;• об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;• об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;• об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;• об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;• о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.2. Дела, которые связаны с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.Это дела:• о прекращении деятельности средств массовой информации;• о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;• о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;• о временном помещении иностранного гражданина, который подлежит депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;• об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;• о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;• о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;• иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

3. Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Соответственно, заявления по данным категориям дел с 15 сентября 2015 года подаются в суды общей юрисдикции и в Верховный суд РФ по правилам КАС.

Кто может участвовать в качестве представителя в административных делах, рассматриваемых по правилам КАСКАС содержит новые правила о том, кто сможет выступать представителем по административным делам.Во-первых, представителями в суде по административным делам могут выступать только лица, которые имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС).

Тот, у кого нет высшего юридического образования, не может представлять интересы своего доверителя по административному делу в суде общей юрисдикции или в Верховном суде РФ.Это общее правило, согласно буквальному смыслу КАС, распространяется на все виды представительства: законное представительство, представительство от имени организаций и государственных (муниципальных) органов.

Однако, если истолковать положения КАС в их системной связи с иными нормами кодекса, можно прийти к выводу, что из этого правила все-таки есть одно исключение. При обращении в суд группы лиц с коллективным административным иском, если участники группы поручили вести свои дела одному или нескольким членам группы (ч. 3 ст.

42 КАС), такое лицо не обязано иметь высшее юридическое образование. Это объясняется тем, что лицо, которое другие члены группы наделили полномочиями вести их дела, в первую очередь является истцом, обладающим соответствующим материально-правовым интересом. А для того, чтобы быть истцом по делу, наличие высшего юридического образования не требуется.

Таким образом, чтобы лицу участвовать в административном деле в качестве представителя, ему нужно представить в суд не только документы, которые подтверждают его полномочия, и документ, удостоверяющий личность, но и диплом о высшем юридическом образовании. Последний нужно будет представить в оригинале и в виде копии.

Если представитель подает исковое заявление вместо истца, то к нему нужно приложить копию диплома о получении представителем высшего юридического образования (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС). Такая копия должна быть заверена надлежащим образом (организацией, которая его выдала, нотариально либо иным лицом, которое имеет на это право).

Как представляется, вместо диплома представитель может представить суду документ о присвоении ученой степени или ученого звания в сфере права. Кроме того, если представитель по делу имеет статус адвоката, то достаточно представить документ, подтверждающий этот статус.

Дело в том, что для получения статуса адвоката в силу закона обязательно наличие высшего юридического образования (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Во-вторых, если лицо не желает участвовать в деле через представителя, оно может лично защищать свои права в административном процессе (как, собственно, и в гражданском). Это традиционное правило сохранил и КАС: для того чтобы лично вести свои дела в суде, не требуется иметь высшее юридическое образование.

Однако теперь из этого правила есть одно исключение: по делам об оспаривании нормативных правовых актов. По таким делам граждане могут лично вести свои дела только при наличии у них высшего юридического образования. В противном случае граждане могут вести дела только через представителей, которые имеют высшее юридическое образование.

Кроме того, КАС сохранил прежнее правило о том, что доверенность от имени организации должна быть скреплена печатью (ч. 6 ст. 57 КАС). Ранее аналогичное правило для гражданского и арбитражного процессов было отменено. Это правило сохранилось в КАС по ошибке. В настоящее время готовится законопроект о внесении изменений в КАС, который отменит правило об обязательном удостоверении печатью доверенностей организаций. Однако до внесения указанных изменений выдаваемые от имени организаций доверенности на участие в административных делах рекомендуется все-таки скреплять печатью (разумеется, при ее наличии у организации).

Когда участники административных споров смогут подавать иски, жалобы и иные документы в суд через Интернет.

КАС предоставляет участникам процесса возможность подавать исковые заявления и жалобы в электронном виде. Это происходит посредством заполнения формы, которая размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, подобно тому как это уже давно практикуется в арбитражном процессе.

Такие правила установлены в части 2 статьи 45, части 8 статьи 125, части 7 статьи 299, части 3 статьи 319, части 4 статьи 347 КАС.

Также КАС вводит правило о том, что информацию о принятии административного искового заявления или жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия суд обязан размещать на своем официальном сайте в сети Интернет.

Суд обязан будет это сделать не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено в КАС. Такие правила установлены в части 7 статьи 96 КАС.

Кроме того, КАС устанавливает правило о том, что участвующие в деле лица по их ходатайству вправе получать через Интернет копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой ограничен). Данные копии будут являться электронными документами, которые подписаны судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такие правила установлены в части 4 статьи 45 КАС.

Однако данные положения вступают в силу только с 15 сентября 2021 года.

Насколько существенны иные изменения КАС в сравнении с ранее действовавшим правовым регулированием?

Помимо вышесказанного, многие положения КАС повторяют положения ГПК РФ, с небольшими, несущественными изменениями.В сравнении с ГПК РФ КАС по-иному регулирует, в частности, следующие вопросы.1. Председатель суда теперь вправе вынести определение об ускорении рассмотрения дела не только по заявлению заинтересованных лиц, но и по своей инициативе (ч. 6 ст.

10 КАС).2. В КАС общее родовое понятие для решений, определений и постановлений судов – «судебные акты» (ч. 1 ст. 16 КАС), а не «судебные постановления», как в ГПК РФ.3. Появились правила о заключении сторонами соглашения по обстоятельствам дела (ст. 65 КАС), как в арбитражном процессе.4.

КАС урегулировал порядок обращения группы лиц с коллективным административным иском (ст. 42 КАС).5. Меры обеспечения иска в КАС именуются мерами предварительной защиты, а сам порядок их применения урегулирован несколько более подробно…6.

Появились новые меры процессуального принуждения: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение такого участника слова (ст. 118 КАС), а также обязательство о явке (ст. 121 КАС).7. Увеличились размеры судебных штрафов. В ГПК РФ размер большинства штрафов не превышает 1 тыс. руб., а максимальный размер штрафа в кодексе – 5 тыс. руб.

КАС же устанавливает, что судебный штраф может быть наложен в следующих размерах: на государственный орган – до 100 тыс. руб., на орган местного самоуправления и иные органы (организации) с публичными полномочиями – до 80 тыс. руб., на организации – до 50 тыс. руб., на должностное лицо – до 30 тыс. руб., на государственного или муниципального служащего – до 10 тыс.

руб., на гражданина – до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 122 КАС). Кроме того, увеличилось количество случаев, когда суд может наложить судебный штраф, а также появились случаи, когда суд обязан наложить судебный штраф на участвующее в деле лицо.8.

Вопрос о принятии административного искового заявления к производству судья теперь решает в течение трех дней со дня его поступления, а не в течение пяти, как это было ранее.9. В КАС появилось упрощенное производство, то есть упрощенный (письменный) порядок рассмотрения административного дела без проведения устного разбирательства и в более короткий срок .10.

В КАС появились главы, которых ранее не было в ГПК РФ, посвященные особенностям отдельных категорий дел:• производство по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости (гл.

25 КАС);• производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций ;• производство по делам, которые рассматривает Дисциплинарная коллегия Верховного суда РФ ;• производство по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, о прекращении деятельности средств массовой информации.11.

По отдельным делам установлены сокращенные сроки на подачу апелляционных жалоб (ч. 2–6 ст. 298 КАС), а также сокращенные сроки рассмотрения жалоб в суде апелляционной инстанции (ч. 3–10 ст. 305 КАС).12. Суд апелляционной инстанции получил право в определенных случаях отменить обжалованное решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.13. Заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационных и надзорных жалоб теперь нужно подавать не в суд первой инстанции до подачи самих жалоб, как это было ранее, а непосредственно в суд кассационной либо надзорной инстанции.

https://www.youtube.com/watch?v=HTo9oYIBYwk

Помимо этого, есть немало иных незначительных изменений КАС в сравнении с ГПК РФ.

Источник: https://pershickow.ru/kakie-dela-sudy-rassmatrivayut-po-pravilam-kas/

Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Кас кодекс рф  последняя редакция с комментариями

Принятие Кодекса административного судопроизводства было вызвано необходимостью упорядочить рассмотрение споров между государственными подразделениями, организациями и гражданами.

Административный процесс инициируется при нарушении гражданских прав и несоблюдении норм закона должностными лицами. Административные споры ранее подлежали рассмотрению по Гражданскому кодексу.

После принятия КАС решение выносится в рамках административного судебного производства.

Назначение и предмет регулирования КАС РФ

Правовые споры рассматриваются по КАС если истцами являются гражданские лица или организации, желающие обжаловать деятельность государственных служащих. Административное судопроизводство также выносит судебное решение по спорам между представителями органов власти и физическими или юридическими лицами.

Согласно КАС, обращение к судебной системе является стандартной процедурой при возникновении проблем с представителями управленческой сферы.

Преимущество такого порядка решения судебного спора состоит в том, что судебная система и исполнительная власть независимы друг от друга.

Это дает возможность представителям судебной системы в законных рамках отменить или исправить акт, вынесенный представителем власти. В ходе судопроизводства рассматривается и оценивается законность применения полномочий.

Административное судопроизводство призвано защитить права и интересы гражданских лиц, а также организаций. Административное судопроизводство разбирает следующие споры:

  • обжалование актов, составленных представителями органов управления;
  • оспаривание деятельности, а также бездействия государственных служащих, представителей муниципалитета, территориальных подразделений власти, органов государственной системы;
  • отстаивание права гражданских лиц на участие в выборах;
  • опротестование решения, вынесенного судебной коллегией;
  • оспаривание деятельности некоммерческой, саморегулируемой организации, имеющей конкретные государственные или публичные полномочия;
  • опротестование решения, которое вынесла экзаменационная комиссия по вопросу приема экзамена для получения судебных полномочий претендентом;
  • назначение компенсационной выплаты за несоблюдение нормы проведения судопроизводства в разумные сроки судами общей юрисдикции, которые определены нормами закона;
  • обжалование действий должностных лиц, вследствие которых нарушено право гражданина на исполнение судебного акта в назначенный срок.

Административное судопроизводство проводит разбор дополнительных споров, которые касаются прав и свобод граждан или организаций. Судебные инстанции также разбирают следующие судопроизводства, решения по которым:

  • способствуют приостановлению или ликвидации деятельности политических организаций или партий, их отделений в регионах, религиозных объединений;
  • запрещают общества, которые не имеют статуса организации;
  • исключают данные ликвидируемых организаций из Госреестра;
  • прекращают деятельность представителей СМИ;
  • взыскивают санкции, назначенные по закону;
  • способствуют размещению апатридов и мигрантов в спецучреждения перед их передачей иному государству, депортацией или продлевают время пребывания;
  • способствуют принудительному лечению человека в психиатрическом и противотуберкулезном учреждении, продлению периода содержания в них;
  • устанавливают, продлевают, прекращают надзор.

Суть административного процесса и его виды

Понятие «административного процесса» вызывает сложности в толковании. Термин включает в себя всевозможные судопроизводства, которые позволяют управленческим органам реализовать свои полномочия. Схожие государственные инстанции выполняют общие действия по принятию актов, норм и рассмотрению заявлений от гражданских лиц.

Узкое понятие административного процесса представляет собой судебное производство. Судебная система инициирует судопроизводства по спорам, инициируемым для оспаривания актов и резолюций управленческих подразделений.

Административное судопроизводство занимается также разбором публичных правовых отношений. Порядок рассмотрения административного спора с 15.09.2015 определил КАС.

До этой даты разбор таких судопроизводств происходил по ГПК.

КАС определил широкий перечень административных процессов. Физические лица и представители организаций вправе составить обращение для решения следующих вопросов, касающихся:

  • обжалования принятых актов;
  • опротестования деятельности коллегии судей;
  • защиты прав избирателя;
  • вопросов принудительного лечения в стационаре психиатрического учреждения или тубдиспансера;
  • споров о кадастровой оценке недвижимого имущества;
  • вопросов о депортации иностранцев или апатридов;
  • вопросов о назначении компенсационных выплат за нарушение интересов гражданских лиц или организаций в судебных инстанциях;
  • получения по судебному решению компенсаций, определенных в законе;
  • вопросов касательно надзора по административному делу;
  • споров, касающихся партий;
  • вопросов о деятельности религиозных организаций.

Кроме этих пунктов под понятие административного процесса подпадают следующие:

  • процедура принятия актов органами исполнительной власти;
  • действия по выдаче разрешений;
  • государственная регистрация объектов;
  • деятельность, подпадающая под понятие «делопроизводство».

Процесс по КАС подчиняется определенным принципам.

  1. Гласности. Доступность сведений о ходе рассмотрения — обязательное требование для судопроизводств по КАС.
  2. Разумности процессуальных сроков и затрат на проведение административного процесса. Срок рассмотрения административного дела может быть увеличен только при представлении убедительных аргументов.
  3. Законности. Этот принцип принадлежит к общим правовым требованиям к судебным спорам. Произвол судебных представителей можно обжаловать согласно закону.
  4. Равенства. Этот принцип соблюдается независимо от статуса сторон судопроизводства.
  5. Соблюдения интересов и прав субъектов государства и РФ в целом. Умаление прав и интересов граждан противоречит Конституции РФ.
  6. Независимости судебных органов.
  7. Рассмотрения всех элементов доказательной базы.
  8. Состязательности при проведении судопроизводства.

Особенности разбирательств по административным делам

Кодекс внес некоторые изменения в процедуру рассмотрения судопроизводств. Согласно новым нормам, ГПК РФ утратил подраздел (разд. II подразд. III), касающийся публичных правовых отношений и споров по ним. Этот кодекс также утратил главу (22.1), определяющую порядок назначения возмещения за несоблюдение разумного срока судопроизводства, а также исполнения судебной резолюции.

Согласно новым нормам, изменен порядок ведения производства. Административное судопроизводство предусматривает усовершенствованную процедуру составления протокола и ведение записи слушания аудио-средствами.

У представителей судебного органа расширился круг полномочий касательно следующих моментов:

  • ограничения времени выступления или лишения права выступить граждан, принимающих участие в процедуре судопроизводства;
  • административного принуждения;
  • устранения не относящихся к спору документов и доказательств;
  • установления обстоятельств, касающихся рассматриваемого спора;
  • организации благоприятных условий для исследования доказательной базы.

Для самостоятельной защиты своих интересов в течение административного процесса необходимо обладать процессуальной административной дееспособностью (ст. 5 КАС РФ). В некоторых случаях участие в судопроизводстве представителя определено КАС.

Кодекс обозначил процессуальную дееспособность представителей в следующих признаках:

  • достижение совершеннолетия;
  • наличие полной дееспособности;
  • обладание юридическим дипломом.

Прокурор вправе подавать исковое обращение для инициирования административного процесса, если человек не обладает административной процессуальной дееспособностью или не в состоянии отстоять свои права по другим причинам.

Такой порядок не применяется, если дело касается обращения прокурора по ранее поступившим жалобам граждан на неправомерную деятельность управленческих и других государственных органов.

Наиболее частые обращения гражданских лиц случаются из-за нарушения прав и свобод в трудовой сфере, области социальной защиты, сфере материнства и детства, медицины, образования, охраны окружающей среды.

Прокурору даны основные процессуальные права и обязанности. При этом он не должен оплачивать расходы за административное судопроизводство или заключать мирное соглашение. Если он намеревается отказаться от искового обращения, поданного для отстаивания прав гражданина, он обязан уведомить этого человека или его представителей.

Свои особенности имеет административное судопроизводство, решение которого может прекратить действие правового акта. Истцом может быть гражданин, права и интересы которого нарушаются вследствие реализации этого акта. Встречный иск недопустим.

Административное судопроизводство предусматривает право истца на подачу ходатайства о запрете применения этого акта против самого иска. Такой иск нельзя отменить, признать или заключить по нему мирное соглашение.

Отмена его во время административного процесса также незаконна.

Как проходит судебный процесс

Обязательное условие проведения судопроизводства — предварительное извещение всех его участников. Явка сторон обязательна. Первое слушание проводится одним судьей.

Перед этим заседанием обязательно проходят предварительные слушания. Они предназначены для представления позиций сторон. В этом случае возможно решить конфликт до судебного разбирательства.

Отсутствие согласия между сторонами инициирует рассмотрение дела во время судебных заседаний.

При открытии слушания проверяется явка участников судопроизводства и объявляется суть дела. Секретарь ведет протокол заседания. На протяжении всего слушания свидетели ожидают вызова в зал.

Категория:Суд
Дата:

Источник: https://zpponline.ru/sud/kodeks-administrativnogo-proizvodstva

Изменение Кодекса административного судопроизводства РФ с 1 октября 2021 года

Кас кодекс рф  последняя редакция с комментариями

1 октября 2021 года вступает в силу новая редакция Кодекса административного судопроизводства РФ. Законодатели изменили порядок принятия к производству и рассмотрения дел по нормам КАС РФ. Также изменился перечень дел, подсудных КАС РФ.

Редакцию Кодекса административного судопроизводства с 1 октября 2021 года изменил Федеральный закон от 28.11.2021 N 451-ФЗ.

Эти новации входят в число поправок, принятых в связи с началом работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Изменились правила перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, требования к подсудности и сроки рассмотрения административных исков. Кроме того, под юрисдикцию КАС РФ попали новые категории споров.

Новые категории дел по нормам КАС РФ и правоспособность

В соответствии с новой редакцией статьи 1 КАС РФ предметом регулирования Кодекса, в том числе, стали дела:

  • о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети “Интернет”, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
  • о признании информационных материалов экстремистскими.

Новой редакцией статьи 5 КАС РФ снижена административная процессуальная правоспособность для участия несовершеннолетним граждан в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений. Теперь, согласно закону, в таких делах смогут участвовать самостоятельно граждане в возрасте с 14 лет, а не с 16 лет, как было раньше.

Судебный приказ

В статью 16 КАС РФ добавлена норма о том, что вступившие в законную силу судебные приказы по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Передача дел

В Кодекс ввели новую статью 16.1 КАС РФ «Переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства».

В соответствии с ее нормами при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие – в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В этом случае судья разрешает вопрос о принятии требований, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

При этом, если иные предъявленные в суд требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, подсудны данному суду, то судья должен решить вопрос об их принятии к производству в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве на основании копий искового заявления и всех приложенных к нему документов. Определено, что:

Суд, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по административному делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Нормами статьи 27 КАС РФ уточнен порядок передачи административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд. В частности, статья дополнена новым пунктом, в соответствии с которым:

Если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

Подсудность

В соответствии с новой редакцией статьи 19 КАС РФ районные суды в качестве первой инстанции рассматривают административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 КАС РФ, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам.

Статьей 22 КАС РФ определено, что административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, надлежит направлять в суд:

  • по месту жительства гражданина;
  • по адресу организации.

Иная подведомственность может быть установлена нормами КАС РФ. В новой редакции статьи 23 КАС РФ уточнена исключительная подсудность, в частности, подача исков по адресу нахождения ответчика в медицинских и иных учреждениях. Статья дополнена новым пунктом 6 следующего содержания:

Административное исковое заявление о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для ания подается в суд по месту нахождения комиссии.

Нормами статьи 24 КАС РФ в новой редакции дополнено право административного истца выбирать подсудность. В частности:

  • административное исковое заявление о признании информационных материалов экстремистскими может быть подано в суд по месту обнаружения, распространения данных материалов или по адресу организации, осуществляющей их производство;
  • административное исковое заявление о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в интернете, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подается в суд по адресу административного истца или по адресу, месту жительства административного ответчика.

Рассмотрение административных дел

Новой редакцией статьи 28 КАС РФ определено, что решение вопроса о принятии административного искового заявления к производству, отложение судебного разбирательства, рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску и совершение иных процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не являются заменой судьи. При этом формирование состава суда необходимо при переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Нормами статьи 29 КАС РФ установлено, что рассмотрение административных дел в судах кассационной и надзорной инстанций осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей. Если судье предоставлено право единолично рассматривать административные дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

В соответствии со статьей 37 КАС РФ в новой редакции в административных делах могут, в том числе, принимать участие:

  • взыскатель и должник по административным делам о вынесении судебного приказа;
  • органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц либо привлекаемые к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу.

Представители по административным делам

Новая редакция статьи 54 КАС РФ позволяет, чтобы в качестве представителя от имени общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, выступал в суде уполномоченный на это участник такого объединения или представитель, которому участники объединения доверили ведение административного дела. В статью 55 КАС РФ добавлено требование к образованию представителей. Теперь ими могут, в том числе, выступать лица, которые имеют ученую степень по юридической специальности.

В соответствии со статьей 56 КАС РФ в полномочия представителя теперь, в том числе, входит подписание и подача мировому судье заявления о вынесении судебного приказа.

Также установлено, что в случае участия адвоката в качестве представителя по назначению суда он вправе совершать от имени представляемого им лица процессуальные действия, предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 6, 8, 9 части 2 статьи 56 КАС РФ.

По нормам статьи 57 КАС РФ в новой редакции полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций, могут быть подтверждены нормативным правовым актом или учредительными документами, а также представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их статус и факт наделения их полномочиями.

Процессуальные сроки

Нормами статьи 92 КАС РФ предусмотрено, что в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213 КАС РФ, а также главами 24, 28, 30, 31, 31.1 КАС РФ.

В Кодекс добавили новую статью 94.1 КАС РФ, которая предусматривает приостановление процессуального срока одновременно с приостановлением производства по делу. Со дня возобновления производства по делу течение срока рассмотрения и разрешения административного дела продолжается. Нормами еще одной новой статьи 94.2 КАС РФ предусмотрено продление процессуальных сроков, назначенных судом.

Источник: https://ppt.ru/news/143699

НеприКАСаемые: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Кас кодекс рф  последняя редакция с комментариями

15 сентября 2015 года вступил в силу новый законодательный акт, устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел в России, – Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Что это за документ и какое отношение имеет он к деятельности управляющих организаций, мы расскажем в сегодняшней статье.

Структура КАС РФ

КАС РФ был подписан Президентом РФ 8 марта 2015 года и вступил в силу 15 сентября 2015 года (за исключением отдельных положений, для которых установлен другой срок вступления в силу). Сфера применения нового кодекса – административные дела, связанные, в частности, с защитой нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций и т.п.

КАС РФ состоит из девяти разделов.

В разделе I «Общие положения» (главы 1—10) приводятся общие принципы действия кодекса, перечень дел, которые могут быть рассмотрены с применением данного кодекса, требования к составу и компетенции суда, определяются правовое положение лиц, участвующих в деле, принципы представительства и доказывания, меры предварительной защиты, процессуальные сроки, требования к расчёту и распределению судебных расходов, а также условия оповещения заинтересованных лиц о процессуальных действиях.

https://www.youtube.com/watch?v=DQ7pHbnlxLA\u0026list=PLZX4yjZrEVZEITM36gHtX6bH9B-K33Ocf

Раздел II «Меры процессуального принуждения» (глава 11, статьи 116—123) освещает понятие, виды, основания и порядок применения действий, применяемых к лицам, которые нарушают установленные в суде правила и препятствуют административному судопроизводству.

В III разделе, который называется «Общие правила производства в суде первой инстанции» (главы 12—20), рассказывается о процессе рассмотрения административных дел по существу: с момента подачи административного искового заявления до решения суда, приостановления производства. Этот же раздел регламентирует правила оформления определений и протоколов суда.

Список административных дел и особенности производства по ним представлены в разделе IV «Особенности производства по отдельным категориям административных дел» (главы 21—32).

Что касается условий и особенностей рассмотрения административных дел в упрощённом порядке, то они устанавливаются в разделе V «Упрощённое (письменное) производство по административным делам» (глава 33).

А раздел VI «Производство в суде апелляционной инстанции» (глава 34) посвящён апелляционному пересмотру решений, которые ещё не вступили в силу.

Производству в судах кассационной и надзорной инстанций, пересмотру действующих судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам посвящён раздел VII «Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений» (главы 35-37).

О вопросах исполнительного производства рассказывает раздел VIII «Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом» (глава 38). А порядок применения положений КАС РФ регламентируется IX разделом «Заключительные положения».

Разбирательство административных дел является открытым во всех судах (за исключением случаев, указанных в п.2 ст.11), решения объявляются публично, если только они не затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних.

В случае, если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения. Решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию.

Какие лицензионные требования предъявляются УК, читайте в этой статье.

Административные дела, подлежащие рассмотрению в суде

Согласно КАС РФ в суде могут быть рассмотрены в том числе и следующие административные дела:

  • об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Также в судах могут рассматриваться и разрешаться подведомственные им административные дела, в том числе и о/об:

  • приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
  • прекращении деятельности СМИ;
  • взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
  • установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
  • госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Но положения КАС РФ не применимы к делам об административных правонарушениях, а также к производству по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (п.5 ст.1).Подробности о реформе ГИС ЖКХ можно узнать из этой статьи.

Что важно для УК

Непосредственное отношение к управляющим организациям имеют следующие административные дела, которые согласно КАС РФ могут быть рассмотрены в суде:

  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов (пп.2 п.2 ст.1) – таким образом, УК может в суде оспорить, например, решение ГЖИ, комиссий, муниципальных органов;

После рассмотрения административного дела судом может быть принято одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными или же об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными.

  • об оспаривании решений, действий или бездействия НКО, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (в том числе саморегулируемых организаций) (пп.3 п.2 ст.1) – согласно этому пункту УК имеет право оспорить в суде действия регионального оператора, касающиеся, например, капитального ремонта в подведомственном МКД;
  • о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (пп.3 п.3 ст.1) – за УК законодательном закрепляется возможность взыскания задолженности, связанной с обязательными платежами, например,с формированием фонда капитального ремонта.

Обратите внимание, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций оформляется в соответствии с требованиями части 1 статьи 125 КАС РФ и подписывается руководителем органа, от имени которого подано заявление.

В заявлении прописываются:

  • сведения, предусмотренные пунктами 1 – 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 КАС РФ;
  • наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и её расчёт;
  • положения ФЗ или иного нормативного правового акта, которые предусматривают уплату обязательного платежа;
  • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
  • размер и расчёт денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.

О том, какие меры может применять УК по воздействию на должников ЖКУ, вы можете прочитать в этой статье.

https://www.youtube.com/watch?v=4CKFtFCK1AI\u0026list=PLZX4yjZrEVZEITM36gHtX6bH9B-K33Ocf

Для граждан, не имеющих высшего юридического образования предусмотрена возможность делегирования своих полномочий законному представителю. При этом при личном участии в административном деле гражданин не лишается права на законного представителя (ст.54). Полномочия представителя должны быть подтверждены документом, подтверждающим его статус.

Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или УК по месту жительства доверителя (ст.57).

Судебная практика

Уже появилась судебная практика, в которой вопросы ЖКХ (связанные, например, с капитальным ремонтом в МКД) решаются с опорой на КАС РФ.

Так, прокурор обратился в суд в интересах неограниченного круга лиц с просьбой признать незаконным решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании МКД подлежащим капитальному ремонту. Суд по рассмотрению дела, на основании ст.

175-180, 227 КАС РФ, постановил заявление прокурора удовлетворить, признать решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда незаконным (Решение Советского районного суда г. Томска от 22 октября 2015 года № 2а-3452/2015).

Администрация городского поселения обратилась в суд с административным иском об оспаривании предписания ГЖИ об устранении нарушений действующего законодательства. Суд, руководствуясь ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, постановил в удовлетворении иска администрации городского поселения отказать (Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 октября 2015 года № 2а-8639/15-24).

ТСЖ обратилось в суд с административным иском с требованием признать незаконным и отменить предписание, выданное отделом надзорной деятельности и профилактической работы. На основании ст.

175 – 180, 227 КАС РФ суд решил требования ТСЖ удовлетворить частично, признать незаконным пункт предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выданного ТСЖ отделом надзорной деятельности (Решение Жигулёвского городского суда Самарской области от 5 ноября 2015 года № 2а-1791/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Источник: https://roskvartal.ru/zaschita-v-sudah/6779-neprikasaemye-kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-rossiyskoy-federacii

Кодекс административного судопроизводства РФ

Кас кодекс рф  последняя редакция с комментариями

Добро пожаловать на сайт «Кодекс административного судопроизводства РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2021 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Кодекс об административном судопроизводстве является одним из самых молодых кодифицированных документов России. Он принят в 2015 году. Основной функцией кодекса является регулирование взаимоотношений лиц, вовлечённых в процесс судопроизводства по делам административного характера.

Задачи и принципы

Действие КАС РФ касается всех категорий административных дел и распространяется на суды общей юрисдикции, а так же на последующие инстанции – апелляционную, кассационную и надзорную (ст. 2). Поскольку административные дела отличаются разнообразием тем и ситуаций, кодекс допускает рассмотрение дел, не предусмотренных нормами данного кодекса по принципам аналогии закона и права.

Регулируя взаимоотношения в сфере административного судопроизводства, кодекс решает задачи (ст. 3):

  • обеспечения прозрачности и доступности судебных процессов в сфере административных правонарушений;
  • защиты нарушенных прав физических и юридических лиц;
  • профилактики правонарушений в сфере административного судопроизводства.

В части основных принципов судопроизводства КАС не содержит существенных отличий от других кодексов, регламентирующих судебные процессы и сопутствующие им явления в других сферах права. В административном судопроизводстве декларируются (ст. 6):

  • всеобщее равенство перед законом;
  • независимость судей;
  • гласность;
  • справедливость;
  • законность;
  • равноправие;
  • состязательность;
  • разумность сроков рассмотрения дел.

Правом обращения в суд по административным делам обладают все лица, чьи интересы затронуты действием или бездействием органов госвласти и должностных лиц в зоне российской юрисдикции. При этом граждане России, иностранцы, люди без гражданства пользуются равными правами.

Основные блоки кодекса

Все нормативы кодекса можно разделить на несколько блоков, связанных единой логической цепочкой обеспечения задач и принципов судопроизводства.

  1. Основы судопроизводства в сфере административного права. Этот блок представляет собой декларацию и расшифровку предмета, задач и принципов кодекса.
  2. Категории дел, рассматриваемых судами разного иерархического положения. КАС РФ содержит описания признаков дел, которые могут рассматриваться мировыми, военными, районными, верховными судами. Кроме того, регулируется рассмотрение дел с участием иностранных лиц, по нескольким взаимосвязанным искам, по исключительной подсудности.
  3. Суд и судебный процесс. Этот обширный блок объединяет в себе общие для судов всех инстанций правила и нормы формирования состава суда, проведения самого процесса, определения прав и обязанностей участников.
  4. Производство по отдельным категориям дел. Данной теме посвящен четвёртый раздел кодекса. К таким делам относится оспаривание юридически значимых документов, кадастровой стоимости недвижимости, прекращения деятельности политической партии и т.п.
  5. Исполнение решений, вынесенных судами разных инстанций. Данный блок включает в себя перечень действий от выдачи исполнительного листа до поворота исполнения.

В этих блоках содержатся нормативы, характерные для всех федеральных законов, регламентирующих процесс судопроизводства. Кроме того, каждый кодекс подобного назначения создан для того, что бы определить специфику определённой сферы юридического регулирования.

Специфические категории дел

Несмотря на то, что административное право регулирует взаимоотношения в области управленческой деятельности, тематический диапазон рассматриваемых дел обширен.

В соответствии с нормами статьи 208, каждое юридическое или физическое лицо вправе подать иск о полном или частичном оспаривании решения органов госвласти.

Кроме того, данным правом обладают избирательные комиссии, общественные организации, прокуроры, руководители исполнительных органов государственной или муниципальной власти, Правительство и Президент РФ.

Исключение составляют только такие решения, которые надлежит обжаловать в конституционных судах. Встречные иски в этом случае не допускаются.

Статья 239 регламентирует процедуру обращения в суд при нарушении избирательных прав.

С исковым заявлением об оспаривании решений, действий, бездействий госорганов или должностных лиц исполнительной власти могут обратиться в суд любые перечисленные в ст. 208 субъекты права.

Иск, направляемый от имени депутатов законодательного органа, может быть принят только при условии, что количество заявителей представляет мнение не менее одной трети от численности всех членов данного органа.

Поскольку система кадастра является частью государственного управления, то оспаривание решений этого органа находится в сфере полномочий судов, рассматривающих административные дела. Чаще всего обжалуют кадастровую стоимость объекта. Иски такого рода принимаются от любых физических и юридических лиц, в том числе и органов госвласти (ст. 245 КАС РФ).

Две главы кодекса (30 и 31) посвящены проблемам госпитализации людей в принудительном порядке в психиатрические и противотуберкулёзные клиники.

Решение о принудительном лечении в специальных учреждениях может быть принято на основании уже проведённого обследования и поставленного диагноза. Если диагноз не поставлен или он вызывает сомнение, то суд сначала выносит решение о медицинском освидетельствовании человека.

В рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела по психически больным людям, совершившим преступления (ст. 274).

Что касается принудительного лечения людей, страдающих заразными формами туберкулёза, то решение суда необходимо для ситуаций злостного уклонения от лечения. Статья 281 содержит все требования, предъявляемые к данной категории дел. Подать исковое заявление в этом случае могут только представители противотуберкулёзного медицинского учреждения, в котором на учёте состоит данный человек.

Завершение судебного процесса

В большинстве своём они подлежат исполнению только после вступления в законную силу (статья 352 КАС России). Данный кодекс описывает гибкую систему сроков реализации исполнительных листов. Он может быть выдан (ст. 356):

  • в течение трёх лет с даты вступления в законную силу;
  • с первого рабочего дня после вынесения решения;
  • на протяжении трёх месяцев в случае восстановления пропущенных сроков;
  • со дня возобновления действия исполнительного листа при отсрочке или приостановлении исполнения;
  • с момента возобновления действия листа в случае возврата документа в суд в связи с невозможностью его выполнения.

Действия или бездействия судебных приставов могут быть оспорены (ст. 360). В случае отмены судебного акта, по которому был выдан исполнительный иск, производится поворот исполнения, то есть возврат лицу всего взысканного имущества (ст. 361).

Таким образом, кодекс административного судопроизводства регламентирует целый комплекс действий, связанных с судебными процессами по административным правонарушениям.

При этом его действие не ограничивается только собственно рассмотрением дел в суде.

Поскольку исполнение решения суда входит в обязанность судьи, то и кодекс определяет порядок доведения судопроизводства до логического конца.

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: